Мнение: Нужна ли новая трасса Джубга-Сочи?

Аватар пользователя sochilens

Курортный сезон в самом разгаре. Традиционный выбор многих российских граждан – регион Сочи, который в прошлом году посетило более 6 млн туристов, и из них всего 40 тыс. были иностранцами.

Но путь к отдыху нельзя назвать легким. С конца июля в медиапространстве начали активно обсуждать проект модернизации трассы А-147 и перестройку отрезка дороги от Джубги до Сочи. Любой, кто хоть однажды путешествовал на автомобиле по этому направлению, знаком с тяжелыми условиями на этом участке. Горный серпантин, активная трасса с напряженным трафиком, и при этом всего две полосы!

Расстояние в 168 км растягивается по времени для путешественника на 4-6 часов, и это в лучшем случае. Иногда пробки в этом районе достигают 20 км, и на их преодоление уходят сутки. 8 млн автомобилей в год вынуждены тесниться на горных серпантинах курортного региона, в условиях отсутствия скоростной трассы.

Помимо курортной составляющей также стоит вспомнить, что в районе Туапсе стоят танкеры «Роснефти», которые развозят топливо, используя дорогу А-147 с ее трафиком на пределе пропускной способности. Медленный путь от Джубги до Сочи – это не только утомленные туристы, это также сорванные сроки поставок, сложные условия ведения бизнеса. Как итог – сдерживание экономического роста всего региона.

Необходимость модернизации трассы Джубга – Сочи обсуждается уже давно. Проект постройки новой скоростной трассы в 4 полосы в обход городов, который должен сократить время преодоления участка в 4-5 раз, стал известен как «дорога стоимостью больше триллиона рублей». Еще до начала постройки трасса названа самой дорогой в стране. Действительно, в 2017 году ее стоимость составляла 1,2 трлн рублей, но сегодня цифра может быть еще больше – 1,6 трлн рублей.

Такой ценник выглядит весьма внушительно. Считается, что на строительство пойдет 10% всего бюджета России. И это с учетом того, что запланированные расходы на 2019 год составят 16,38 трлн рублей.

Из-за дороговизны и тяжелых условий строительства в горной местности, в сейсмоактивном регионе, Министерство транспорта России поспешило раскритиковать проект, назвав его нецелесообразным. Свое решение министерство аргументирует тем, что на время строительства нормальное движение вдоль побережья будет серьезно затруднено, что осложнит работу всей инфраструктуры.

Интересно разобрать детальнее, что же означает термин «нормальное движение», к которому апеллирует министерство. Поток автотранспорта через пост «Магри» на трассе Джубга – Сочи к концу июля достиг максимальной отметки в районе 12 тыс. транспортных средств в сутки. С учетом высокой температуры воздуха (более 32 градусов), медленное многочасовое движение по горному серпантину крайне утомительно и опасно.

Без сомнения, региону необходима новая трасса, которая поможет разгрузить напряженный трафик и улучшит транспортную доступность популярного курорта. Это позволит увеличить поток туристов и активизирует деловой климат Сочи, что приведет к экономическому росту региона. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев 1 августа назвал проект реконструкции «жизненно необходимым».

Благодаря трассе участок от Джубги до Сочи можно будет преодолеть за час, двигаясь с разрешенной скоростью до 120 км/час. Этот объект инфраструктуры необходим не только региону, но и стране в целом, так как повысит доступность, комфорт и престиж курортных регионов России.

 

Тем не менее, открытым остается вопрос финансирования постройки новой трассы. Пока что нет единого видения того, где же будут взяты деньги на строительство и эксплуатацию.

По мнению некоторых источников, дорогу можно будет построить за счет Фонда развития. Его открытие запланировано на 2019 год с примерным бюджетом до 3% от ВВП. Средства будут направляться именно на развитие инфраструктуры, с целью дальнейшего стимулирования развития бизнеса.

По идее Фонд развития будет в состоянии выделить средства на строительство новой трассы Джубга – Сочи. Но не все считают, что Фонд будет участвовать в финансировании.

 

Открыт вопрос и по поводу стоимости проезда. Иными словами, будет ли эта трасса, или ее определенные участки, платной. Чиновники заявляют, что нет. Но пока решения не принято, стоит допустить возможность платной трассы, так как это позволит быстро окупить ее постройку.

Весьма вероятно, что определенные участки нового маршрута будут введены в платную эксплуатацию уже после окончания строительства. Сегодня трафик составляет 8 млн автомобилей в год. Ожидается, что поток машин останется прежним. Учитывая это и относительно скромную плату в 200 рублей, постройку новой дороги можно будет окупить всего лишь за год.

Ольга Прохорова, эксперт «Международного финансового центра»

 

 

 

Разместить рекламу